logo



Психологические методы подбора и оценки персонала HR-Лаборатория Human Technologies
Ваш провайдер оценки персонала
Москва
Обратная связь
test@ht.ru
+7 (495) 514-31-15
+7 (495) 669-67-19
Главная О компании Контакты Техподдержка HT-Line Наши представительства





Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

E-LEARNING НА 5

Катерина Новикова, ht.ru, 15 июня 2017г.



Катерина Новикова - руководитель направления Обучение Лаборатории "Гуманитарные Технологии"

Все меньше и меньше людей на планете не знает, что такое e-learning. И подросток из далекого села в глубинке России, стремящийся поступить в хороший ВУЗ, и бизнесмен, ориентированный на постоянную «прокачку» своих знаний понимают, что необходимо учиться-учиться-учиться. У первого – нет возможности общаться с лучшими преподавателями лично, у второго – нет времени, но у обоих есть интернет. Поэтому знания приходят к каждому куда угодно и когда удобно. Это и есть e-learning.

Рынок e-learning растет с каждым годом. И если 15 лет назад в компании «Летуаль», где я тогда работала, для перевода огромного количества литературы по продукции в формат электронных книг приглашался узкий специалист из Санкт-Петербурга, а все сотрудники отдела Обучения сильно сопротивлялись этому нововведению, то сейчас все понимают и принимают данный формат обучения, как часть системы обучения. Рынок e-learning услуг растет с каждым годом.

Уже пятый год eLearning center собирает вместе самых заинтересованных в e-learning людей на конференцию eLearning elements. Это и место встречи единомышленников, и поиск решений для построения системы обучения, и ярмарка новых решений, и яркий праздник.


Главным преимуществом конференции является возможность обсудить: «На какие грабли Вы наступаете, когда создаете e-learning курсы?» Важно любить эти грабли. Граблям быть!

Лейтмотивом этой конференции была стратегия развития. Нужно не просто делать курсы, а встраивать их в систему: конструировать опыт, чтобы получались новые навыки. Следует постоянно отвечать на вопросы:
  • Зачем мы хотим создать курс: какую проблему мы хотим решить?
  • Решается ли она в принципе электронным курсом?
  • Решается ли она обучением?
Интересно, что компании, начавшие создание e-learning 5-10 лет назад, находятся на стадии реконструкции или рестарта. Основная причина – отсутствие стратегии внедрения и развития данного вида обучения.

Если вы ориентированы получить рабочий проект, эффективное обучение, экономию, отличные отзывы сотрудников, лояльно настроенное руководство - то вам нужна стратегия e-learning. Для этого необходимо понять:
  • Что в вашей компании вкладывают в понятие e-learning: текст и тест; интерактивный видеокурс или сложную многокомпонентную систему управления талантами.
  • Кто будет заниматься проектом? Те сотрудники, что имеются или нужно привлекать новых?
  • Какие сроки? У проекта должны быть реальные сроки начала и конца, и по реперным точкам необходимо отслеживать выполнение проекта.
  • Откуда будем брать контент? Как и кто будет решать вопрос по формированию контента?
  • Какие технологии? Сначала понять, что мы хотим создать, и затем только привлекать нужные технологии под наши задачи.
        

Немаловажно куда движется e-learning: какие методы актуальны сейчас и будут актуальны в будущем. Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) в лице Максима Калюжного продемонстрировал исследования трендов e-learning (на основании данных исследования этот венчурный фонд выделяет инвестиции для стартапов): Часто для ориентации на незнакомой местности, чтобы не заблудиться, следует привлекать опытного проводника. Таким экспертом в e-learning для нас стала компания eLearningHandMade.

  1. Наблюдается переход от базы знаний к базе навыков: не важно, что ты знаешь, важно, что умеешь.
  2. 3 значимых изменения в MOOCs (Массовый открытый онлайн-курс - обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения, одна из форм дистанционного образования, например, сoursera.org):
    • Больше не «massive», не собирает тысячи участников
    • От бесплатного – к платному: можно получать специализации и конкретные профессии
    • Сдвиг в сторону B2B сектора
  3. Инвестиционные тренды 2016г:
    • Обучение программированию
    • Подготовка к экзаменам
    • Кредитование студентов
    • Онлайн-обучение, например, курс обучения теннису от Сирены Вильямс
  4. Тренды e-learning инструментов:
    • В течение 1 года:
      • Bring your own device (BYOD) - возможность работать с ресурсами компании с помощью любого своего мобильного устройства
      • Adaptive Learning: курс обучения адаптируется в соответствии с потребностями обучения студентов, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы, задания и опыты
      • Mobile Learning фокусируется на мобильности учащегося, взаимодействующего с разными портативными технологиями.
    • В течение 2-3 лет:
      • AR/VR – дополненная реальность и виртуальность
      • Makerspaces – новый формат мастерских технического творчества, где посредством 3D-принтеров воплощаются идеи, проводятся эксперименты, и оттачиваются новые навыки.
      • IoT - интернет вещей, концепция вычислительной сети физических «вещей», оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой («умный дом», «умный автомобиль» и т.д.).
    • В течение 4-5 лет:
      • Affective Computing - компьютерные технологии, интерпретирующие эмоциональное состояние человека и адаптирующие свое поведение к ним, давая соответствующий ответ на эти эмоции.
      • Artificial intelligence – искусственный интеллект: информационные системы, способные выполнять творческие функции.
      • Natural User Interfaces - это пользовательский интерфейс, который практически остается невидимым.
  5. Массачусетский технологический институт (одно из самых престижных технических учебных заведений США и мира, новатор в области искусственного интеллекта) проводил эксперименты и выявил ограничения e-learning:
    • Чисто дистанционное обучение значительно хуже, чем 1 на 1, а Blended learning (смешанное обучение) сопоставимо по эффективности.
    • Необходимо развивать культуру поведения в цифровой среде.
Некоторые тренды кажутся нереальными, как раньше казались книги фантастов, многие предсказания которых мы уже наблюдаем в реальности. Но, например, тренд двух-трехлетней перспективы с дополненной реальностью уже можно наблюдать на уроках биологии-физики в пока единичных московских школах. То ли еще будет…



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить





busyЗагрузка опроса...
Комментарии к статьям