logo



Психологические методы подбора и оценки персонала HR-Лаборатория Human Technologies
Ваш провайдер оценки персонала
Обратная связь
test@ht.ru
(495) 514-3115
(495) 669-6719
Главная О компании Контакты Техподдержка HT-Line



Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
Именно от уровня удовлетворенности работой зависит текучка кадров, лояльность персонала (как приверженность своей организации) и привлекательность компании для кандидатов. Понижение данного уровня легко ощутимо и без каких-либо исследований, но задача по его повышению и выбору конкретных управленческих действий требует детальной диагностики. Данное исследование оценивает все сферы заинтересованности персонала, и в каждом конкретном случае ее содержание корректируется экспертами Лаборатории в зависимости от специфики организации и пожеланий Заказчика.
О ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лаборатория предлагает Вам на выбор два варианта проведения исследования:
  1. Самостоятельно, с помощью инструментов Лаборатории: аренда сервиса "Опросы" системы HT-Line и приобретение контента в виде базового варианта опросника Лаборатории "Удовлетворенность работой".

  2. Исследование полностью проводится Лабораторией: специалисты Лаборатории проводят все работы по проекту, а именно:
    • 1-й этап. Модификация опросника по тематике «Удовлетворенность работой» под заказ клиента.
    • 2-й этап. Сбор первичных данных (анкетирование сотрудников) и их обработка.
    • 3-й этап. Контент-анализ свободных ответов.
    • 4-й этап. Обобщенный анализ результатов и написание отчета.
БАЗОВЫЙ ВАРИАНТ ОПРОСНИКА

Базовый вариант методики состоит из 60 вопросов, в том числе имеет 2 вопроса со свободными вариантами ответов. Общее время заполнения опросника – около 30 минут. Опросник включает в себя 4 блока:
  • Направление (удовлетворенность работой в данной отрасли, компании, отношение к целям компании и т.д.)
  • Общение (особенности отношений с непосредственным руководителем, с коллегами)
  • Развитие (оценка личных перспектив, интереса, разнообразия в работе)
  • Условия работы (удовлетворенность оплатой труда, признанием заслуг, неденежными формами вознаграждения)

Рис. 1 - Пример вопросов для блока "Отношения"



Рис. 2 - Пример вопросов для блока "Условия работы"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В сервисе "Опросы" результаты представляются в виде диаграмм процентов выбора различных вариантов ответов. Предусмотрена возможность последующей самостоятельной обработки данных с помощью экспорта данных в MS Excel.

При обработке полученных данных специалистами Лаборатории проводятся расчеты общего показателя удовлетворенности, показателей по отдельным блокам опросника и их критическим точкам, по различным филиалам, подразделениям компании, различным категориям стажа работы в компании и по множеству других срезов. Лаборатория располагает результатами многих исследований, проведенных нами в различных организациях при помощи данного опросника, что позволяет определить "нормы" для каждого показателя. Результаты опроса интерпретируются именно в сравнении с этими нормами. Подобная объективная информация позволит эффективно использовать методы нематериальной мотивации, повышая производительность труда и уменьшая текучку кадров. Заказчику предоставляется комплексный отчет с рекомендациями в плане развития персонала, организационных преобразований и иных управленческих решений.

Цитаты из отчетов по проведенным исследованиям

Пример анализа данных по одному подразделению компании:

Наименее благополучные подразделения:
  • Дирекция по управлению поставками
  • Дирекция по корпоративной логистике
Дирекция по корпоративной логистике (транспорт, склад, логистика)

Всего собрано анкет – 110


Рис. 15 – Данные по подразделению «Дирекция по корпоративной логистике».

Данные удовлетворенности работой сотрудников Дирекции по корпоративной логистике существенно ниже среднего уровня по компании.

Сотрудники активно выражают недовольство наличным уровнем оплаты труда (балл 3,09), предоставляемыми карьерными возможностями (3,32), возможностями обучения (3,58) и т.д. Низко оценены условия работы. В свободных ответах сотрудники жалуются на отсутствия питьевой воды на складе. Сотрудники склада в целом чувствуют себя «оторванными» от компании, испытывают дефицит информации о развитии организации, внимания со стороны руководства. Одной из актуальных проблем являются сложности с документацией, бюрократией (эта общая для всей компании проблема в первую очередь затрагивает склад). Цитаты из свободных ответов:
  • «работать нужно согласно должностной инструкции, а если делать работу за других, то и оплачивать ее. Вводить в известность сотрудников фирмы о нововведениях и изменениях, происходящих в фирме»
  • «необходимо упростить бюрократию. Дать больше самостоятельности регионам»
Неудовлетворенность уровнем оплаты и возможностями развития оказывают негативное влияние и на восприятие компании в целом, ее целей и направлений развития.

Пример обобщенных рекомендаций по исследованию:

Сотрудники с готовностью откликнулись на проведение опроса, активно заполняли поля для свободных ответов, что является хорошим показателем заинтересованности и включенности в деятельность организации.

В целом уровень удовлетворенности работой сотрудников организации «A» несколько выше среднего уровня.

Тем не менее, выявлены некоторые проблемные зоны, на которые обязательно необходимо обратить внимание при работе с персоналом, особенно после проведения опроса, чтобы не потерять доверие сотрудников, приверженных своей организации.

Различные направления деятельности руководства компании для сохранения и повышения уровня лояльности сотрудников:
  1. Оптимизация системы оплаты труда. На сегодняшний день показатель удовлетворенности оплатой труда приближается к критической отметке. Учитывая внешние условия (кадровый голод и растущие экономические показатели, неуклонно поднимающие общий уровень зарплат в крупных городах), можно отметить, что действия по пересмотру системы оплаты труда необходимо предпринимать уже сейчас. Особенно актуальна данная рекомендация для офиса Х. Улучшение данной ситуации спровоцирует также повышение общего ощущения «престижности» работы в данной сфере, что на сегодняшний момент является также довольно проблемной зоной.
  2. Решение проблем с бытовыми условиями труда в офисе Y. Рекомендуется рассмотреть возможность смены офиса на более подходящее по площади помещение для данного количества сотрудников.

    Минимальный норматив для рабочего офиса составляет 4 м2 на человека. С учетом оргтехники норма площади на каждого сотрудника офиса при наличии обычных компьютеров определена по 6м2, при наличии жидкокристаллических или плазменных мониторов – от 4,5 м2 на человека.

    Минимальное необходимое решение, при невозможности смены офиса – отладка системы отопления, кондиционирования/вентиляции в существующем помещении. Также именно для офиса Y актуален вопрос питания, при этом более трети сотрудников высказались за оплату питания либо предоставление льгот. Те же вопросы актуальны (но не так выражены) и в офисе Z организации.
  3. Работа над сплочением организации. К сожалению, на данный момент сотрудники не ощущают единства организации. Высшее руководство теряет свой авторитет среди сотрудников офиса Y. Необходимы меры по выработке единых стандартов работы в организации, организации принятия организационно-важных решений в коллегиальном порядке, в тесном сотрудничестве высшего руководства компании и регионального менеджмента. Важна объединяющая корпоративная культура и общие стандарты деятельности. Необходимо введение в практику четких механизмов определения реалистичных, конкретных планов и сроков.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Методика «Удовлетворенность работой» была создана Лабораторией в сотрудничестве с одной из крупных российских компаний в 2004 году. В ходе пилотного исследования в первоначальную версию методики были внесены некоторые модификации, окончательный вариант опросника заполнили порядка 1500 сотрудников компании.

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
 




busyЗагрузка опроса...
Комментарии к статьям